Генплан Москвы составлен до 2025 года. С точностью до метра расписано, сколько жилья будет построено к этому году. На очереди стоит 149 тысяч семей. И все они получат жилье. Где - вот в чем главная интрига.
И на этом месте власти разрешают архитекторам и даже студентам покреативить вовсю, отлично осознавая, что большинство очередников ждет типовая новостройка где-нибудь в области.
Например, очередников предложили переселять в мансарды. По словам руководителя департамента жилищной политики Москвы Петра Сапрыкина, строительство мансардных этажей в домах несносимого жилищного фонда - перспективное дело. К тому же, это позволит нуждающимся в жилье москвичам получить квартиры в районах их проживания. Идею горячо поддержал Юрий Лужков. Соответствующим ведомствам поручено без промедления заняться этой задачей.
На деле это станет настоящим испытанием для жителей "крепких пятиэтажек", которых ждет стройка на крыше. Более того, некоторые архитекторы скептически относятся к подобным проектам, - жилье в мансарде может быть небезопасным, считают они.
Или недавно был озвучен другой "высокий" проект: дипломная работа студентки Московского архитектурного института. Она предложила строить дома-мосты. По словам чиновников, первые дома-мосты, которые соединят берега Москвы-реки, будут построены до 2025 года в Капотне. Тем и хорош проект, что можно помечтать, а потом свернуть.
Как например, проекты подводных гаражей, на реализацию которых нет денег. Не исключено, что власти скоро озвучат идею переселения очередников под землю и под воду.
Реальность намного прозаичней - подавляющее большинство очередников ждет жилье за пределами Москвы. Насильно никто их туда гнать не будет, неоднократно заявляли власти. Однако созданы все условия, чтобы сделать сопротивление бесполезным. Тем более, теперь выдворять очередников за пределы столицы поможет закон .
Было бы несправедливо выставлять всех без исключения очередников в роли жертв. Например, Петр Сапрыкин жаловался, что "были случаи", когда семьи очередников, в том числе многодетные, получали от города квартиры, приватизировали их, продавали, ждали 5 лет и затем снова вставали в очередь. И это мягко сказано: по оценкам риэлторов, до четверти квартир, полученных очередниками, выходит на вторичный рынок в течение только первых трех лет. В ответ мэрия предложила увеличить срок моратория постановки на новый учет с 5 до 10 лет.
Власти заслужили уважение и темпами расселения очередников: в 1991 году на жилищном учете состояло 220 тыс семей москвичей, а сегодня из 149 тыс только 16 тысяч семей очередников стоят с "того времени".
Однако и тут издание добавляет ложку дегтя. Очевидно, что переселяясь в новую квартиру, семья очередников уступает городу свою старую квартиру, напоминает обозреватель. Например, за 10 лет город получил 100 тысяч коммунальных квартир в центре города.